Ян ван Эйк

Ян ван Эйк

0.0/5 оценка (0 голосов)
Опубликовано 17 июля 2015 в категории Великие художники, Религиозная композиция

Ян ван Эйк (Jan van Eyck) (ок. 1390-1441). О жизни Ван Эйка известно очень мало. Он был выходцем из небольшого городка Маасэйка, расположенного на берегу реки Маас, в окрестностях Маастрихта. Первое свидетельство о его жизни относится к 1422 году. К этому времени он был уже известным мастером, в 1422-1425 годах выполнял заказы голландских графов в Гааге, служил при дворе графа Иоанна Баварского, после смерти которого перебрался в Брюгге, а затем в Лилль, где стал придворным живописцем Филиппа Доброго, герцога Бургундии.

Ван Эйк пользовался неограниченным доверием своего патрона, выполнял для него деликатные дипломатические поручения, одним из которых было устройство брака герцога с принцессой Португалии Изабеллой. С 1430 года и до конца жизни Ван Эйк жил в Брюгге, где в 1431 году купил дом. Он был женат и имел десять детей.

Творчество Ван Эйка знаменует собой переход от традиций Северной готики к новой традиции, известной как Северное Возрождение. В нем христианский символизм причудливо сочетается с предельным натурализмом. Художник безупречно владел кистью (его полотна отличаются ювелирной филигранностью исполнения), при этом отличался исключительной скромностью: его девизом было — «Как могу». Выдающейся заслугой Ван Эйка является усовершенствование технологии масляной живописи, он первым стал использовать лессировку, получившую название «фламандской манеры». Новая манера, открытая художником, оказала значительное влияние на дальнейшее развитие европейской живописи, в том числе и на художников итальянского Ренессанса.

Самой знаменитой работой Яна Ван Эйка, и вместе с тем одним из наиболее значительных произведений в истории европейской живописи, является «Гентский алтарь» (1432), написанный художником совместно с его старшим братом Губертом (ум. 1426). Он состоит из 12 дубовых створок (общий размер которых составляет 3,6x4,5 м). На раме алтаря есть надпись: «Губерт ван Эйк, величайший мастер из всех когда-либо живших на земле, начал эту работу, а его брат Ян, второй в искусстве, закончил по заказу Йоса Вейда».

Построение алтаря сложно и полифонично, его части точно выверены и соподчинены. Уникальный ансамбль поражает воображение обилием фигур, разнообразием человеческих типов, богатством мимики. Мир, изображенный в нем, многолик и разнообразен. И хотя в целом его иконография восходит к средневековым «космическим» произведениям, подобного размаха и точности изображения искусство Позднего Средневековья не знало.

Ян ван Эйк был также одним из первых портретистов в истории западноевропейской живописи. Его портреты глубоко психологичны и совершенны по исполнению. Подлинной жемчужиной портретного наследия Ван Эйка является «Портрет четы Арнольфини» (1434), где мастер изобразил себя отраженным в круглом зеркале, висящем в центре картины позади фигур заказчиков.

Художник умер предположительно в Брюгге около 1441 года.

Читайте также

Новинки

Популярные

Комментарии

Мария
Мария

01 октября 2015 |

Очень интересный иллюстратор, смешивает в своем творчестве стимпанк и фэнтези, получается очень...

Ольга
Ольга

24 сентября 2015 |

Многие свои картины Кандинский писал под влиянием музыкальных произведений. Это его понимание, что картину...

Маша
Маша

17 сентября 2015 |

Какие разные женщины! И роковые, и нежные, как куколки, с мягкими шелковистыми волосами. Обожаю работы этого...

Людмила
Людмила

02 сентября 2015 |

Обычно его сразу ассоциируют с самой известной его картиной "Черный квадрат", а зря. Малевич гораздо...

Lesterlox
Lesterlox

29 августа 2015 |

Это удивило меня