Джеймс Энсор

Джеймс Энсор

0.0/5 оценка (0 голосов)
Опубликовано 23 августа 2015 в категории Великие художники

Джеймс Энсор (1860-1948). Родился в Остенде. Сын английского инженера и продавщицы из Бельгии, Энсор учился с 1877 по 1879 год в брюссельской Академии художеств у Я.Порталса, который воспитал его в традициях фламандской живописи XVII века. Его творчество можно достаточно определенно разделить на два периода: ранний (1870—1880-е) и поздний (конец 1880-х -1940-е). В 1880 году художник совершил путешествие в Лондон, Париж, Голландию, имевшее огромное значение для формирования его живописного стиля. Пейзажи, натюрморты, портреты, интерьерные сценки, создаваемые Энсором в это время, индивидуальны по тематике, отмечены передачей светотеневых эффектов, воздушной атмосферы, живым и острым восприятием человеческой натуры. Написанные большей частью в темной колористической гамме, его интерьеры завораживали мягким лиризмом образов и одновременно высоким эмоциональным настроем. А пейзажи мастера, обращавшегося в основном к морской теме, передавали ощущение пустынных пространств и щемящего чувства одиночества, одолевавшего его («После бури», 1880). В Париже Энсор увлекся творчеством Эдуара Мане, под влиянием которого начал создавать жанровые композиции и натюрморты. В этих картинах воедино соединились острое видение натуры в любых ее проявлениях и великолепная живописная культура, восходящая к манере старых мастеров. Вообще национальная живописная традиция красной нитью проходит через все творчество художника. Его натюрморты с разнообразными сосудами, дичью, овощами, фруктами и цветами, воскрешают в памяти знаменитые голландские натюрморты-«завтраки» и лавки со снедью («Раковины и фарфоровые безделушки», 1882). Ранним портретам кисти Энсора присущ чуть насмешливый гротеск (неотъемлемая составная фламандской живописи), который в более поздних работах приобретает утрированный характер. Тема «художник в мастерской», столь любимая живописцами прошлого, находит новое звучание в произведениях Энсора, который зачастую использует прием «картина в картине», смешивает жанры (портрет и натюрморт) и всячески стремится к поиску нового («Автопортрет в шляпе с цветами», 1883). Вернувшись в свой родной Остенде, в середине 1880-х годов художник обратился к другим темам и образам в искусстве, где с особой силой проявилась его бурная, неуемная фантазия.

Он вводит в свои картины фантастические элементы: карнавальные маски (излюбленные образы-символы Энсора), гротескные фигуры, скелеты, чудовищные образы, черпая сюжеты в творчестве Босха и Брейгеля, народной жизни, ярмарочных балаганах. Живопись Энсора, а в большей степени графика, полны блестящего фламандского гротеска и насмешливого юмора, едко высмеивающего власть, политиков, судей в карикатурном виде. Впрочем, художник не обходит стороной и себя («Автопортрет с масками», 1899). Весь свой талант и воображение Энсор вкладывает в картину «Въезд Христа в Брюссель в 1889 году» (1888-1889), вызвавшую бурю негодования даже среди его товарищей-художников. Сюжет библейской истории и образ современной действительности выступают как два антагониста, два чуждых мира — возвышенный и бездушный. Автор проводит идею о том, что с древних времен ничего не изменилось в этом мире, неизменном в своем неприятии подлинных духовных ценностей. Мир масок предстает на полотне художника как мир людей, лишенных индивидуальных чувств, мыслей и страстей.

Оригинальное дарование Энсора не сразу обрело признание: его рассматривали как эксцентричного художника-одиночку. В 1898 году выставка мастера в Парижском Салоне потерпела фиаско, а через год галерея Альбертина в Вене приобрела около ста работ Энсора. В 1929 году ретроспективная экспозиция художника в Брюсселе имела оглушительный успех. К концу жизни он обрел долгожданную славу и получил дворянский титул.

Читайте также

Новинки

Популярные

Комментарии

Мария
Мария

01 октября 2015 |

Очень интересный иллюстратор, смешивает в своем творчестве стимпанк и фэнтези, получается очень...

Ольга
Ольга

24 сентября 2015 |

Многие свои картины Кандинский писал под влиянием музыкальных произведений. Это его понимание, что картину...

Маша
Маша

17 сентября 2015 |

Какие разные женщины! И роковые, и нежные, как куколки, с мягкими шелковистыми волосами. Обожаю работы этого...

Людмила
Людмила

02 сентября 2015 |

Обычно его сразу ассоциируют с самой известной его картиной "Черный квадрат", а зря. Малевич гораздо...

Lesterlox
Lesterlox

29 августа 2015 |

Это удивило меня