Старая пинакотека в Мюнхене

Старая пинакотека в Мюнхене

0.0/5 rating 0 votes

История Старой пинакотеки восходит к 1528 г., когда баварский герцог из рода Виттельсбахов Вильгельм IV и его супруга Якобея фон Баден заказали у известных немецких художников картины на библейские и светские сюжеты для украшения своей мюнхенской резиденции. В последующие столетия живописное собрание баварских герцогов неуклонно пополнялось. В 1826 г., занимаясь обустройством фамильных коллекций, король Людвиг I Баварский поручил придворному архитектору Л. фон Кленце возвести здание для собрания картин; в 1836 г. состоялось торжественное открытие Пинакотеки. Наряду с произведениями старых мастеров Людвиг I собирал и работы современных немецких художников, которые в 1853 г. разместились в специально построенном для них здании, получившем название Новая пинакотека; собрание живописи минувших веков стали называть Старой пинакотекой.

Старая пинакотека в Мюнхене - одно из самых выдающихся в мире собраний европейской живописи XIV-XVIII вв. В каждой из ее коллекций есть немало шедевров, но коллекцию немецкого искусства XV-XVI вв. отличает такая завершенность, которой нет ни в одном музее мира; основные локальные школы и выдающиеся мастера представлены великолепными произведениями.

Пинакотека обладает лучшей в мире коллекцией работ А. Дюрера, представляющей его творчество с исключительной полнотой. Важнейшее место в живописном наследии художника принадлежит портрету, и уже ранняя работа «Освольт Крель» (1499) характеризует его как сложившегося мастера. Первым в немецкой живописи Дюрер стал создавать автопортреты. В Старой пинакотеке хранится автопортрет, исполненный мастером в 1500 г., когда он увлекался теоретическими проблемами живописи и стремился найти идеальные пропорции тела и лица человека на основе геометрических расчетов. Художник изобразил себя в фас; он одет в богатую, отороченную мехом модную одежду, а его поза, взгляд и правильные черты лица, обрамленного длинными темными локонами, с усами и маленькой бородкой, очень напоминают иконографический тип Христа Пантократора (Вседержителя). Тогда же, на рубеже столетий, Дюрер создал трехстворчатый алтарь для церкви Святой Екатерины в Нюрнберге, «Алтарь Паумгартнеров» (ок. 1500).

Самая прославленная работа Дюрера в музейном собрании - «Четыре апостола» (1526), но это название, закрепившееся за произведением в 1530-е гг., не вполне корректно, поскольку евангелист Марк апостолом не является. Святые мужи - апостол Иоанн, апостол Петр, евангелист Марк и апостол Павел - представлены на деревянных панелях попарно, со своими атрибутами. Это произведение 55-летний Дюрер исполнил не на заказ, а по собственной инициативе и в 1526 г. преподнес в дар родному Нюрнбергу.

Творчество современника Дюрера и крупнейшего мастера немецкого Возрождения М. Грюневальда представлено произведениями «Осмеяние Христа» (ок. 1503) и «Встреча святого Эразма и святого Маврикия» (1517-1523). В блестящую плеяду немецких художников 1-й трети XVI в. входил и Л. Кранах Старший. В Пинакотеке хранятся его замечательные полотна «Распятие» (1500) и «Лукреция» (ок. 1524). А. Альтдорфер, ведущий художник «дунайской школы», одним из первых среди европейских живописцев проявил интерес к пейзажу как к самостоятельному жанру. В 1510 г. он исполнил «Битву святого Георгия с драконом», где господствует буйная зелень, а маленькие фигурки чудовища и всадника на белом коне, помещенные у нижнего края картины, теряются среди могучих стволов деревьев с мощными кронами; многие искусствоведы считают эту картину первой в истории немецкой живописи чисто пейзажной композицией.

Величайшее творение Альтдорфера и гордость Пинакотеки -знаменитая «Битва Александра» (1529); на ней изображено сражение Александра Македонского с персидским царем Дарием III при Иссе в 333 г. до н. э. Представив грандиозную панораму битвы, Альтдорфер не стал выделять основные эпизоды сражения, а постарался передать его стихию, когда отдельный человек выглядит песчинкой, увлекаемой мощным потоком фигур. Даже облаченный в золотой доспех Александр, верхом на Буцефале преследующий колесницу Дария, не сразу заметен зрителю.

Небольшая, но очень представительная коллекция нидерландской живописи включает одну из лучших алтарных композиций Р. ван дер Вейдена «Алтарь святого Колумбы» (1450-е), а также шедевр нидерландской живописи, известный как «Жемчужина Брабанта». Долгое время полагали, что его творцом мог быть Д. Боутс Младший, но теперь большинство исследователей сходятся во мнении, что шедевр создал ок. 1470 г. Д. Боутс Старший. Фрагмент большой композиции «Страшный суд» (начало XVI в.) характеризует творчество И. Босха. Другой великий нидерландский мастер П. Брейгель Старший представлен в Пинакотеке картиной «Страна лентяев» (1567); замысел художника состоял не в создании иллюстрации к известной сказке, а был гораздо глубже, однако единой точки зрения по поводу идейного смысла картины не существует.

Центральное место в собрании фламандской живописи занимают работы П. Рубенса - свыше 70 произведений, которые с исчерпывающей полнотой характеризуют зрелый период творчества художника. В их числе - знаменитый «Автопортрет с Изабеллой Брант» (ок. 1609), написанный вскоре после женитьбы художника на дочери антверпенского юриста Я. Бранта. Молодые супруги изображены в праздничных одеждах в беседке из кустов жимолости (отсюда второе название картины - «Беседка жимолости»). Исполненный в 1630-1632 гг. «Портрет Елены Фоурмен», второй жены художника, считается одной из вершин творчества мастера. Экспозицию Пинакотеки украшают два великолепных пейзажа Рубенса, созданные в 1620-е гг., - «Пейзаж с радугой» и «Пейзаж с коровами», в которых выписан ландшафт Фландрии с ее долинами и холмами. Среди картин на мифологические сюжеты -«Похищение дочерей Левкиппа» (1617), «Два сатира» (1618-1619), «Битва амазонок» (1617-1618), а также «Пьяный Силен» (1617-1618) из серии вакханалий, которую Рубенс с удовольствием писал всю жизнь. Особую группу составляют произведения, посвященные теме Страшного суда и сюжетам из Апокалипсиса: «Большой Страшный суд», «Малый Страшный суд», «Падение восставших ангелов» и другие работы, написанные в 1615-1625 гг. Наиболее интересна картина «Низвержение грешников» (1620-1621), в пространство которой художнику удалось вместить больше сотни фигур, не повторившись при этом в рисунке.

В коллекции работ выдающегося фламандского художника А. Ван Дейка - свыше двух десятков произведений, в т. ч. знаменитый «Автопортрет» (1621-1622), а также полотно «Сусанна и старцы» (ок. 1622). Я. Йорданс, признанный после смерти Рубенса первым живописцем Антверпена, представлен работой «Сатир в гостях у крестьянина» (1620-1621); она является одним из первых вариантов композиции, которую художник неоднократно повторял, внося некоторые изменения.

В Пинакотеке хранится около двух десятков работ А. Браувера; столь обширного собрания произведений этого замечательного фламандского живописца, целиком посвятившего свое творчество жанровой живописи, нет больше ни в одном музее мира. Герои картин Браувера - крестьяне и городской плебс. Они агрессивно спорят или говорят, жадно поглощают пищу, пьют вино, поют песни и в любое время готовы перейти к пьяной драке, их лица обезображены гримасами: «Игра в карты» (1630-е), «У сельского цирюльника» (ок. 1631), «Крестьянский квартет» (1631-1635).

Раздел голландского искусства не обладает той полнотой и разносторонностью, которая отличает коллекцию фламандской живописи. Однако в числе его более чем 130 картин имеются произведения почти всех известных мастеров: Рембрандта («Автопортрет», 1629; картины из серии «Страсти Христовы», 1630-е) Ф. Халса («Портрет Виллема Хейтхейссена», ок. 1625), Г. Терборха («Мальчик с собакой», ок. 1665), Я. Стена («Больная» или «Любовный недуг», 1660). Прекрасная подборка работ голландских пейзажистов от Я. ван Гойена до Я. ван Рейсдала позволяет судить как об эволюции жанра, так и о его замечательных достижениях.

Один из самых значительных разделов Пинакотеки составляет коллекция итальянской живописи XIV-XVIII вв. К позднему периоду творчества С. Боттичелли принадлежит картина «Оплакивание Христа» («Пьета»), написанная ок. 1490 г. для монастыря Сан-Паолино во Флоренции. Резкие сопоставления ярких цветовых пятен и асимметричность композиции придают картине экзальтированное настроение, отличая ее от ранних произведений. Леонардо да Винчи представлен работой «Мадонна с младенцем» («Мадонна с гвоздикой», ок. 1473), а Рафаэль - полотнами «Мадонна Темпи» (ок. 1507) и «Мадонна Каниджани» («Святое семейство Каниджани», ок. 1505-1506). Исполненная для флорентийского семейства Каниджани, картина стала первой из работ художника, привезенных в Германию. В 1982 г. в процессе реставрации с ее поверхности были удалены записи XVIII в., под которыми обнаружили фигурки путти на голубом небосклоне; теперь можно любоваться картиной в том виде, в каком ее задумал автор.

Среди произведений венецианской школы -портрет императора Карла V кисти Тициана (1548). О его парадном назначении свидетельствует большой формат, хотя император, сидящий в кресле, изображен как частное лицо, без каких-либо атрибутов власти. Другая картина великого мастера - «Коронование терновым венцом» («Увенчание тернием», ок. 1570-1575) считается одним из совершеннейших его творений. К лучшим образцам кисти Тинторетто принадлежит полотно «Христос у Марфы и Марии» (ок. 1580). Картина «Вулкан, Венера и Марс» (ок. 1550-1555) характеризует ранний период творчества художника.

В коллекции итальянской живописи XVIII в. выделяются великолепные полотна Дж. Тьеполо и Ф. Гварди. «Концерт» - одна из пяти картин, заказанных Гварди венецианским правительством по случаю торжественных празднеств, посвященных пребыванию в Венеции великого князя Павла Петровича (будущего российского императора Павла I) и его супруги Марии Федоровны. На картине изображен концерт, состоявшийся 20 января 1782 г., когда симфоническую музыку в зале Филармонии исполнял женский оркестр.

Собрание французской живописи нельзя назвать особенно полным и значительным, однако в нем немало выдающихся произведений. В их числе - картина «Оплакивание Христа» Н. Пуссена, написанная в 1630-е гг. на редкую для художника библейскую тематику, поскольку большинство сюжетов для своих произведений он черпал из античной мифологии. Несколькими полотнами представлен в Пинакотеке К. Лоррен, среди них - «Изгнание Агари» (1668). Крупнейший мастер рококо Ф. Буше, обязанный своей карьерой не только таланту, но и покровительству маркизы де Помпадур, написал несколько портретов этой незаурядной женщины. С особым блеском он исполнил в 1756 г. портрет, ныне хранящийся в Пинакотеке.